Стратегический проект «Конструктор компетенций»

О проекте

Описание актуальной задачи

Предлагаемая образовательная технология направлена на решение нескольких проблем: вовлечение бизнеса и предприятий реального сектора экономики в реализацию проектов, направленных на развитие приоритетных и создание новых направлений экономики региона, интегрированных в образовательный процесс; подготовка команд специалистов, готовых к внедрению технологических инноваций в реальном секторе экономики региона, в качестве базового продукта университета.

Краткое описание сути стратегического проекта

Новая образовательная технология реализуется посредством формирования междисциплинарных проектных команд (далее – МПК), решающих в процессе обучения практические задачи в формате полного жизненного цикла реального проекта. В ходе работы в реальном проекте, благодаря коммуникации и знаниевому обмену между участниками команд определяется гармоничный набор междисциплинарных компетенций, которые необходимы для разработки и реализации комплексных проектов, потенциально определяющих возможность создания рынков будущего. Такой подход предполагает базовую сущность проектной работы в организации образовательного процесса, реализуемую через учебные модули «Проектная деятельность» и «Модуль мобильности». Во время обучения студенты работают в командах над разработкой реальных проектов, которые направлены на выполнение требований заказчика – индустриального партнера или инвестора. Методологию проектной работы определяет руководитель проекта (научно-педагогический сотрудник университета или специалист-практик), сопровождают работу менеджеры проектного обучения, эксперты и кураторы проектной деятельности. В каждом образовательном модуле участники проекта осуществляют подведение итогов по периоду реализации проекта и презентацию наработок для получения профессиональной оценки работы команды. Результаты оценки послужат материалом для корректировки образовательной траектории, формирования профессионального портфолио каждого участника проекта и команды в целом. В проекте участвуют разновозрастные обучающиеся с разных направлений подготовки. Для каждого участника команды - обучающегося разрабатывается индивидуальная образовательная траектория с учетом насыщения учебного плана дисциплинами и модулями, необходимыми для решения междисциплинарных задач в проекте. Организационно деятельность МПК курируют сотрудники Центра проектного обучения, Центра инженерного предпринимательства и инноватики.

Ожидаемые результаты проекта

В процессе реализации проекта формируется пул междисциплинарных проектных команд с необходимым набором компетенций для решения реальных задач предприятий региона. В настоящий момент сформировано 16 междисциплинарных проектных команд, в том числе три по заказу индустриальных партнеров. Всего по реализуемым проектам 119 обучающихся 39 направлений подготовки переведены на индивидуальные учебные планы, из них по программам бакалавриата - 24 направления; программам специалитета - 5 специальностей; программам магистратуры -8; по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре -2.

Разработана и утверждена внутренняя нормативная документация по проекту.

На 70% разработана автоматизированная информационная система «Электронный тьютор» по формированию и управлению компетенциями обучающихся.

Заинтересованность в результатах деятельности МПК подтвердили
ПАО «НК Роснефть», LLC «AVTOVAZ RENAULT NISSAN PURCHASING ORGANISATION», НПК «Разумные решения», АО «РКЦ «Прогресс»,
АО «ГосНИИмаш» (Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»),
ООО «Промперфоратор»,ООО «РУСАЛ ИТЦ», АО «НПО Лавочкина»и др.

МПК позволяют организовать образовательный процесс в рамках выполнения проектов по приоритетным направлениям развития региона соответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области до 2030 года, НТИ, Стратегией научно-технологического развития России.

Анализ деятельности МПК позволяет получить действующий на постоянной основе механизм актуализации образовательных программ в соответствии с запросами индустриальных партнеров, участвующих в реализации Стратегии 2030.

Особенности проекта

Междисциплинарная проектная команда – временный коллектив, объединяющий в проектную команду отдельных научно-педагогических работников СамГТУ, разновозрастных обучающихся, специалистов, привлеченных к выполнению работ по проекту, который охватывает несколько предметных областей и характеризуется комплексным подходом к решению задач. Уникальным является то, что студенты получают навыки командной работы при реализации реального проекта полного жизненного цикла, т.е. сами для себя формируют рынок труда, а индустриальный партнер получает возможность не только решить конкретную практическую задачу, но и смоделировать требования к компетентностному наполнению своих будущих работников. Кроме того, создается задел для создания малых инновационных предприятий, сателлитов Опорного университета. Ключевые отличия:

- в основу образовательных программ положен модуль проектной деятельности, спроектированный в логике жизненного цикла проекта;

- результатом реализации проектов являются технологические инновации, востребованные экономикой региона;

- междисциплинарность;

- подготовка команд специалистов;

- разновозрастность обучающихся.

О проекте в СМИ

Сверхпроводящие системы

Профессор Дмитрий Быков — о том, как проектный подход в обучении позволит вузам подготовить студентов к профессиям будущего

https://iz.ru/news/670872

Освоение Луны: от фантастических сценариев к реальным проектам

http://www.forbes.ru/tehnologii/341999-osvoenie-luny-ot-fantasticheskih-scenariev-k-realnym-proektam

Технология генной инженерии в сплавах для создания гелиолитографической лаборатории

«В космосе нужно не конкурировать, а сотрудничать»

http://fedpress.ru/expert-opinion/1771651

Лунное строительство: как ученые намерены возводить здания из космического грунта

http://tass.ru/nauka/4265429

Робот-строитель на Луне - сюжет на телеканале «СТРАНА»

https://www.youtube.com/watch?v=NlEbihVbwAU&index=12&list=PLuLEDg_k7HLlFWmJnndTOwDSm2e3zT0d7

В Политихе состоялась встреча с «космическим» блогером

https://www.samgtu.ru/news/v-politihe-sostoyalas-vstrecha-s-kosmicheskim-blogerom

Съедобная упаковка: яблочная инновация от самарских ученых

http://www.vesti.ru/videos/show/vid/702846/

Самарские студенты разработали рецепт съедобной упаковки

http://www.ntv.ru/video/1376346/

Фото: https://samgtu.ru/university/photo/kulinarnyy-poedinok-26-27-dekabrya-2016

В СамГТУ разрабатывают проекты для мониторинга окружающей среды

http://nesluhi.info/news/samgtu-razrabatyvayut-proekty-dlya-monitoringa-okruzhayushhej-sredy/

Газета «Инженер» СамГТУ № 10 https://www.samgtu.ru/sites/default/files/paper/2017/2017_11.pdf

«Слон» -авианосец и «мыши»-глайдеры

http://vm.ru/news/385461.html

В Политехе соберут авиационно-морской робот

https://www.samgtu.ru/news/v-politehe-soberut-aviacionno-morskoy-robot

Пиксель к пикселю

https://samgtu.ru/sites/default/files/magazine/bookreader-master/magazine/index.html?id=21&count=102#page/86/mode/2up

В Самаре продолжается прием заявок на участие в конкурсе инновационных проектов

http://www.samara.kp.ru/online/news/2780222/

Стали известны победители второго конкурса инновационных идей, прошедшего в СамГТУ

https://www.kommersant.ru/doc/3373445?query=%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B3%D1%82%D1%83

НА ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ НАПРАВЯТ 10 МЛН РУБЛЕЙ

http://regionsamara.ru/readnews/105351/

СамГТУ проводит конкурс междисциплинарных проектов с грантовым фондом в 10 млн рублей

http://volga.news/article/443714.html

Газета «Инженер» СамГТУ № 9 https://www.samgtu.ru/sites/default/files/paper/2017/2017_9.pdf

10 миллионов на инновации

https://www.samgtu.ru/node/5721

Стали известны победители конкурса междисциплинарных команд

https://www.samgtu.ru/news/stali-izvestny-pobediteli-konkursa-mezhdisciplinarnyh-komand

Результаты работы междисциплинарных команд

https://samgtu.ru/sites/default/files/magazine/bookreader-master/magazine/index.html?id=23&count=92#page/50/mode/2up

Конкурс междисциплинарных инновационных проектов 2017 года

https://4science.ru/finsupports/Konkurs-mezhdisciplinarnih-proektov-SGTU

Возможности июня: гранты, стипендии и практики

https://bigvill.ru/career/39304-vozmozhnosti-iyunya-granty-stipendii-i-praktiki/

10 миллионов на инновации

http://areasam.ru/news/obshchestvo/10_millionov_na_innovatsii.php?month=06&year=2017&